ДОЛГИЕ ПОИСКИ СЫНА…. (К 70-летию Великой Победы)

В ЧЕРНОМ, согбенная и худенькая, почти ослепшая женщина стояла у обелиска села Любышь. Светило солнце, осенний ветер тихо качал березку. Митинг окончен. Пора прощаться. Впереди долгая дорога домой. Она упала на усыпанную золотой листвой братскую могилу. Сгребала траву руками: «Петя…Петя…». Не могли оторвать. Плакали. И испугались: она едва не потеряла сознание. Когда, наконец, подняли, разжала ладонь с землей: «Отвезу на Волгу. В память о сыне». Шел сентябрь 1984 года.

Любышь могила-САЙТ

СУДЬБЫ

РОС Петя Сахаров в деревне. Смышленый. Отличник. Хорошо рисовал. Почему-то не любил фотографироваться: нет ни одного снимка. После семилетки год работал в родном колхозе. Война перепутала планы. Петру не было и восемнадцати, когда направили в Ульяновск учиться на связиста. И на фронт. Воевал под Москвой, на Брянщине. Часто писал матери Анне Степановне. Расспрашивал: как здоровье, как колхоз, кто из ребят воюет. Письма — на потертых клочках, не было бумаги. В декабре сорок первого его отец пропал на передовой без вести. Петр решил мстить фашистам вдвойне.
ТОЛЬКО сестре Елене, медработнику, мог пожаловаться на тяжкие страдания в окопах: парень мучился от одной неприятной болезни. На фронте с таким недугом – беда (не все понимали). А она жалела.
В сентябре 1943 года рядовой Сахаров освобождал наш край. Шли жестокие бои, чтобы выбить фашистов из Любыши. 9 сентября ему исполнилось 19 лет. А на следующий день — смертельное ранение в живот. Истекающего кровью Петю жители села отнесли в церковь, где и умер. Похоронили в братской могиле у храма. Позже, выбивая на обелиске имена всех погибших, про Петю почему-то… забыли.
ПРОШЛО 42 года. Мать терзалась: в скорбном извещении ни слова о месте гибели сына. Знала одно – на Брянщине. А она велика! Где именно? Запросы. Ожидания. Отчаяние. После ответов пустота в душе: «захоронение неизвестно». Перестала надеяться. И вдруг…
МАТЬ делилась с односельчанами новостью: «Радость у меня! Петя нашелся! Счастье-то какое!». Нашлась всего лишь могила сына, но и это великое событие: ей важно точно знать, где покоятся останки. Ехать! Немедленно! Но кто сопроводит её, ведь за плечами восемь десятков лет? Дочь! Елена. Старший сержант медицинской службы. Хоть и подорвано её здоровье войной (Елена тяжело контужена на фронте), болели ноги, но душа тоже рвалась к брату в Любышь. Их встретили достойно. Три дня прожили. Срочно высекли на табличке фамилию бойца-волжанина – самой последней в списке.
В ПЕРВЫЙ день мать и дочь сидели у обелиска почти до полуночи. В смятении чувств: и радость, и горе одновременно.
-Будь Петя жив, ему было бы сегодня 60 лет, — мать задумалась.
-Какое интересное совпадение: Петр Иванович Савоничев, житель Любыши, был тогда мальчишкой и вспомнил события тех времен, — произнесла Елена. – Цветы приносил на могилу. Ухаживал.
-Как же дорог мне теперь этот клочок земли, — Анна Степановна заплакала. – Никогда не забуду нашу поездку…
…Вскоре после их отъезда на Волгу, началась моя многолетняя переписка с Еленой Тулаевой (Сахаровой), сестрой Петра.

ТУЛАЕВА-САЙТ

ОНА подарила свое фото: седая пожилая женщина. А в юности всю войну ездила на санитарных поездах. Везли с передовой раненых — в тыл. Однажды написала: «Было трудно, очень тяжело. Каждый раз риск. Мужались. Делали дело, как положено: я одна обслуживала целых четыре вагона с ранеными. Странно, но почему-то никогда ничего не боялась. Хотя и бомбили наши санпоезда, и в огне они горели. Прошла Ленинградский, 2-й Белорусский фронты. Польшу, Чехословакию, Венгрию, Румынию. Победу встретила в Германии около Берлина. Демобилизовалась весной 1946-го. Долго работала медсестрой в областной больнице Ульяновска. Дочь – заслуженный учитель РФ. Одна из внучек медсестра».
Всё чаще жаловалась на больные ноги, передвигалась на коляске: «Быстро устаю. Не выхожу из дома. Смотрю телевизор. Пою. Стихи сама себе рассказываю. Дочь за мной хорошо ухаживает».
«В ЛЮБЫШИ в храме поминаю Петю», — пишу. Отвечает: «Читала маме ваше письмо. Сидела старенькая, заливалась слезами. Спасибо за память о нашем дорогом Пете. Всей семьей кланяемся вам».
А потом я получила известие о смерти её матери…

ПАМЯТЬ

ОБО ВСЁМ этом я и поведала школьникам городской гимназии в начале апреля, показав им памятное место в селе. Они там никогда не были. Перед отъездом из Дятькова моя коллега Надежда Юдина наказывала: «Не забудь рассказать ребятам, что Любышь впервые упоминается с 1626 года. Когда-то село процветало: был магазин, медпункт, школа, библиотека. На всю округу славился совхозный яблоневый сад, выращенный моим отцом-фронтовиком. А завод в Любыши снабжал раньше качественным кирпичом весь район».
ТЕПЕРЬ главная историческая ценность – храм и обелиск рядом. От всех нас Владислав Дерканосов (на снимке) возложил на могилу гвоздики. «Чьи прадеды воевали?». Хотя бы эти два ответа приведу.

ЕФРЕМЦЕВ Любышь-САЙТ

Антон МАРТЫНОВ (на снимке зажигает свечу): прадед-хирург Федор Прокофьевич Ефремцев командовал полевым госпиталем, участник битв на Курской Дуге и под Сталинградом, награжден орденом Красной Звезды и медалью «За отвагу», а его сын Олег – заслуженный врач РФ, заведует хирургическим отделением ЦРБ.
Настя КРЮЧКОВА: её прадед Алексей Иванович Солдатенков – старший разведчик артиллерийско-минометных войск. Боевое крещение получил на Курской Дуге. Воевал в Белоруссии. Форсировал Вислу, освобождал Прагу. Говорил, что порой было очень страшно. Награжден орденом Красной Звезды, медалями.
Бесстрашные предки этих ребят уже ушли в иной мир…
-Есть, кого в храме помянуть «За упокой души», а там идет сейчас служба. Он один из самых старинных в районе. Стараниями отца Владимира, настоятеля, храм капитально отремонтирован. В 1937 году при гонениях на религию, его закрыли. Устроили зерносклад. Прошло более полувека, прежде чем тут возобновились регулярные богослужения, — сказала я. — Зайдем! Поставим свечи.
ВСЕ на минуту задержались у входа, чтобы прочесть на поклонном кресте: «Помяни, Господи, души приснопамятных вождей и воинов, за Веру и Отечество на поле брани жизнь свою положивших, от ран почивших…». Дети стояли тихо, молились, потом все приложились к кресту, когда батюшка вынес его из алтаря.
…На следующий день позвонил директор гимназии В.Н.Мехедов: «Наших ребят впечатлила эта поездка. Спасибо!».

Татьяна БОГДАНОВА,
журналист и прихожанка Свято-Введенского храма с.Любышь

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *